Мыскова С.В.

ПАПА

Апрель. Дождь. Стою на обочине Калужского шоссе, жду автобуса с детьми из школы-интерната, где работаю. Сегодня мы с 10 классом едем на Всероссийскую открытую олимпиаду «Созвездие» в г. Королев.

Опаздывают… А я уже промокла до нитки под этим прямо-таки тропическим ливнем. Вдруг сзади:

- Светлана Валерьевна, простите, ради Бога, проскочили мы Вас – не заметили.

Рядом со мной, цитируя Карлсона, «в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил», с доброй улыбкой и мокрым от дождя лицом. Знакомьтесь, Иван Михайлович Шустов – учитель математики и изобразительного искусства Красносельской школы-интерната, воспитатель неугомонного 10 класса, а теперь еще и герой моего очерка.

На самом деле, называть меня по имени-отчеству требует исключительно педагогическая этика. Вообще-то Иван Михайлович мне в отцы годится. Он родился 26 января 1965 года. Как и все Водолеи, он любит работать в коллективе, но при этом не терпит давления на себя. Свободный как орел и всегда разный как орхидея, но при этом домашний и родной как яблоня, символы его знака. При этом еще и непредсказуемый. Администрация школы до сих пор помнит то совещание, на котором Ванечка, как его зовут за глаза, предстал перед начальством в… оранжевых шортах и гавайской рубашке. Вы не подумайте, он не хам, просто играл в волейбол…

Имя его – русская форма древнееврейского Иоанн, что значит Милость Божья. По Руси прошло столько Иванов, что, порой, кажется, русский народ решил вложить в это имя все свое представление о самом себе, со всеми противоречиями, исканиями и мечтами.

Садимся в автобус. На сиденьях спит 10 класс. Сорванцы, каких поискать! Первый раз вижу их такими спокойными. Говорят, что во всей школе только Иван Михайлович и может с ними справиться. Сам же он любит повторять, жалующимся учителям: «Моих детей не надо пасти, с ними надо заниматься». И с удовольствием воплощает свое правило в жизнь.

До Королева едем долго, стоим в пробках. В довершение всего узнаем, что церемонию открытия перенесли с десяти утра на два часа дня. Ничуть не смущенный таким поворотом событий, мой герой оглашает план Б. Сейчас завтрак, затем идем на выставку, ибо глупо ехать так далеко и не увидеть свои работы, за которые получены призы. (Это, кстати, и есть повод нашего визита. В экспозицию вошли конкурсные работы ребят на тему «Человек – Земля – Космос».) Потом можно пообедать, и тогда уже на концерт. Все просчитано с математической точностью!

Иван Михайлович – это гармоничное сочетание математика и художника. Сейчас на вопрос, почему все-таки остановил свой выбор на формулах и логарифмах, утверждает, что повлиял школьный учитель математики. Он самозабвенно любил свой предмет, и смог передать это чувство детям. Чего не смогла сделать учительница рисования.

После школы, Ваня подал документы в МИФИ. Прошел туда без проблем, чем очень порадовал родителей. Но они не учли, что в институте была внутренняя комиссия, и абитуриента Шустова не приняли из-за плохого зрения.

Счастливый и довольный таким стечением обстоятельств, Иван отправился туда, куда мечтал, а именно в МОПИ им. Крупской на факультет математики.

Вспоминая студенческие годы, смело говорит, что математика далась легко. Трудно пришлось с марксизмом-ленинизмом и научным коммунизмом. Ну, не мог он сдержаться и не заснуть на паре, что очень злило преподавателей!

С 1986 года мой герой преподает математику детям Красносельской школы-интерната. За свою деятельность он награжден медалью «В память 850-летия Москвы», губернаторской премией и различными грамотами, начиная от школьных и заканчивая областными. Директор и завуч им довольны. Он, конечно, своенравный в чем-то, но свое дело знает, и полностью посвятил ему жизнь. Первое время он, правда, просыпал уроки. «Ольга Петровна, - оправдывался он перед завучем, - я будильник кладу в ведро и в таз, и все равно не слышу».

Талантливый художник, он взял еще и часы изо. И вы не поверите, все его дети, а Иван Михайлович считает их родными, рисуют. В любых творческих вечерах он участвует вместе с ребятами. В одном из КВНов играл маленького ребенка. Для этого из простыни сделал «памперсы» и в таком виде вышел на сцену. Вот такой малыш-переросток, бесшабашный и гениальный, немного нелепый и очень милый!

В выставочном центре были представлены не только картины, но и различные ремесла. Посмотрев на стул, украшенный Городецкой росписью, Иван Михайлович задумывается:

- Надюш, ты у нас, кажется, всякими росписями увлекаешься? Предлагаю. В нашем классе 15 стульев, Костик их отциклюет, а ты распишешь. И красиво, и никто их не присвоит. Ну, как, согласна?

И так постоянно. Он ищет и предлагает. Они поддерживают. Вместе творят.

Заходим в комнату, где выставлены работы из бисера. Но внимание Ивана Михайловича привлекает отнюдь не это… А фиалки, рассаженные на подоконнике. Изучив представленные экземпляры, мой герой восклицает: «А вот этих желтеньких у нас еще нет!», - и бесцеремонно отщипывает кусочек. Заметив мой удивленный взгляд, говорит:

- Не волнуйтесь, Светлана Валерьевна, так все делают. Если б у меня так кто-нибудь взял, я бы слова не сказал. Сейчас выйдем, куплю детям йогурты, а потом накопаю земли и посажу в баночки эти листики. Так что до дома доживут!

Надо сказать, цветы одно из многих увлечений Ивана Михайловича. Его класс – это необычная смесь оранжереи, изостудии и дома. Там есть все, даже аквариум и шахматный столик. Шахматы он любит и играет с удовольствием. Чему научил и своих подопечных. Лена Тетерева, например, играет в Подольском шахматном клубе, Олеся Толстых вообще лучшая среди женщин района в этом виде спорта. Каждый его ребенок, чем-нибудь да увлекается, а он в свою очередь, делает все, чтобы помочь. Практически на всех конкурсах, они получают призы и награды. Сейчас этому также радуются, но воспринимают, как само собой разумеющееся.

Еще одно увлечение – это походы, туристические поездки. Он уже плавал с ребятами на байдарках в Карелии, поднимался на Кавказские горы, а про Подмосковье и говорить нечего! Планирует устроить экспедицию, посвященную Великой Отечественной Войне, чтобы найти интересные экспонаты для школьного музея.

Но главное для Ивана Михайловича все-таки домашний очаг. Он считает, что каждый человек на Земле должен иметь семью, тыл. Вот и делает все возможное, чтобы его подопечные, дети из неблагополучных семей, сироты и оставшиеся без попечения родителей, чувствовали, что о них заботятся и любят.

В самом начале работы он тратил все заработанные деньги на воспитанников. А получает он не мало, все-таки на три ставки трудится. Они это не всегда ценили, а иногда даже воровали по мелочи. Одно время директор школы Валентина Прокопьевна просила его отца, Михаила Михайловича, работавшего плотником в интернате, получать зарплату сына, чтобы сдерживать его благородные порывы.

Но он так и не остепенился. Он, по-прежнему, тратится на учеников. Например, в поездках, как в этот раз…

В автобус мы вернулись где-то к половине первого. Духовная пища – это хорошо, но время к обеду, и дети проголодались. Как и собирался, Иван Михайлович идет в магазин и покупает поесть. Всем: и детям, и нам, и даже водителю. Он, кстати, вообще считает, что деньги нужны для того, чтоб их тратить.

Ближе к двум отправляемся на церемонию открытия. В программке обещали лазерное шоу и прямое включение с МКС. Посмотрим!

Ну а пока мы действительно смотрим, я расскажу о семье моего героя.

И по отцовской, и по материнской линии предки Ивана Михайловича – крестьяне. Один дед, скажем так, папин папа, был председателем колхоза. В 41-ом добровольцем ушел на фронт, где в 43-ем погиб под Белой церковью на Украине. Второй дед был из крестьян-середняков, и во время раскулачивания он забрал семью в город, где работал токарем на заводе под Воскресенском, а бабушка воспитывала шестерых детей. Отец, Михаил Михайлович Шустов, как я уже говорила, плотником, а мать, Олимпиада Петровна – домохозяйка. На ее хрупкие плечи легла забота о воспитании сыновей, а теперь еще и внуков. Дети уже давно выросли. Старший Николай – начальник треста по обслуживанию зданий и сооружений города Жуковского, младший Иван – педагог. «Звездных имен в роду нет, - говорит Иван Михайлович и почему-то добавляет, - Слава Богу»…

Семейная жизнь самого Ивана Михайловича пока не сложилась. Он слишком много времени отдавал интернату, и слишком мало оставлял жене. Зато лет 7 назад, Олимпиада Петровна, познакомилась с будущими внуками.

Здесь начинается зимняя сказка… Однажды на Новый год воспитатели, работавшие еще в начальной школе, решили взять детей к себе домой. Праздник все-таки! Ивану Михайловичу достались Сережа Лебедев и Сережа Карюхин. Постепенно ребята прижились в семье учителя, бабушка с дедушкой их полюбили, как родных. И педагог оформил над мальчиками опеку.

Сейчас Сергей Карюхин окончил школу и учится в автомобильном колледже на Автозаводской. Второй Сергей заканчивает 10 класс и собирается в педагогический университет на физкультурное отделение. А пока подрабатывает тренером по теннису в поселке Былово.

Живут ребята с Иваном Михайловичем в служебном доме рядом со школой. В своей однокомнатной квартире Иван Михайлович обожает кухню. Напротив телевизора там стоит кресло-кровать, где можно прилечь, включить бра и почитать книгу. Перед входом не кухню – большой книжный стеллаж, на подоконнике – магнитофон, на стенах – картины на темы русских сказок выполненные маслом, собственной работы, разумеется. Сам он называет это место своим маленьким бункером.

Летом после всех экзаменов ребята отправятся на дачу помогать бабушке, а потом, скорее всего, в очередной поход со своим опекуном…

Вечереет. Едем домой. Неугомонный 10 снова спит. Этот суматошный день заканчивается, как и моя история о хорошем… нет, о КЛАССНОМ ПАПЕ!

 

Hosted by uCoz