Назарук Е.

Полёт над горой 88 богов.

   

Его имя – Игорь, что в переводе со скандинавского означает «бог-защитник». Кличек и прозвищ никогда не было.

Его стихия по гороскопу – вода, впрочем, как и всё стремительное, несущееся, неожиданное и свободное, как небо.

Его призвание – импровизация, покорённая им в совершенстве…

Существо, покорившее его, – рояль…

С 13 лет вся его комната была заставлена модельками самолётов…

«Не надо тратить жизнь на поиски её смысла. Будь самим собой, работай, люби и почаще смотри на небо».

Его любимое изречение: «Человек измеряется юностью».

 

Как я уже писала в рассуждении, герой – это не какой-то особый человек. Он вырос в общей для всех среде, в тех же условиях, но прикладывая над собой усилие, он совершает прорыв, его жизнь становится примером, который вдохновляет; это сплетение, человеческого понимания и сочувствия, доброты и терпения к своему окружению, которое в нашем бушующем и бесноватом мире заставляет задуматься над жизнью, протягивает руку помощи, промывает глаза, учит не просто словами, а своей жизнью, как надо поступать. «Он – источник жизненного света, близость которого всегда действует на человека благодетельно и приятно» (Т. Карлейль).

Сейчас ему 55 лет, коих в жизни ему не дашь! Это высокий брюнет с проседью. Лицо скорее детское, с некрупными чертами, очки придают ему серьёзное, слегка комичное выражение. Его походка, положение головы (будто бы смотрит в небо) осанка и даже кое-какое пузцо – всё это делает его похожим на самолётик, готовящийся к взлёту. Коллеги и друзья всегда узнают его по громкому и весёлому голосу. А в семье по голосу моментально определяют его настроение: если слишком тихий или монотонный – не к добру. Он единственный мужчина в семействе среди жены и двоих взрослых дочерей. Он может быть мягким и уступчивым равно, как и строгим и непереубеждаемым. На его рояле - натюрморт человеческих слабостей и технических достижений: ноты, диски, фотография любимой машины, носовой платок, провода для компьютера, недоеденная конфета и каталог Военно-воздушных сил США.

Родился он в семье музыканта и певицы. После его появления на свет мать всю свою жизнь посвятила сыну. В семье работал один отец, и Игорь знал цену труду. С 3 лет начал читать, глотал книги, с детства толкаемый жаждой познания. Поэтому с 10 лет жажда продолжалась уже не без помощи очков. А в 4 года его за руку взяла музыка. Малыш просто взял и подобрал на фортепиано мелодию одной популярной в то время песни. И окончательно все сомнения насчёт будущей профессии были развеяны очень скоро. Всё на том же фортепиано гость как-то наиграл ещё одну известную мелодию, после чего из-под стола вылез Игорь и сказал: «Неправильно». И не ошибся… А потом он начал придумывать музыку сам, то что потом стали называть мудреным словом «импровизация», что на латыни означает «неожиданность». Вот уж действительно…

Он учился в главной музыкальной школе Москвы, знаменитой ЦМШ, той, что при Консерватории. После ежедневной трёхчасовой игры на инструменте, как нормальный ребёнок рвался на улицу и до одури катался на велосипеде. Катались не только по Москве; доезжали до аэропортов, бросали велики, залезали на самолёты, пытались крутить всякие там пропеллеры, а потом удирали от ругающихся дядек. Да-а, сейчас близко попробуй подойти к самолёту и покрутить гайку…

В школе ощущал острую беспомощность в математике, зато обожал физику. На уроках проявлял незаурядные террористические задатки – проводил с приятелем опыты с искрами и вонью горелых проводов. Любовь к физике и технике, в особенности к летающей, сохранилась на всю жизнь. Комната по-прежнему уставлена АН, ИЛ, ЯК… А в ракушке красуется любимый автомобиль с миндалевидными глазами. К машинам у него всегда было особое трепетное отношение. Ни одной царапины, ни одной неисправности. У каждой машины своё имя, чаще женское.

Окончив ЦМШ, поступил в Консерваторию. Здесь он стал ещё больше импровизировать. Надо сказать, в то время импровизация считалась в консервативных академических кругах занятием весьма несерьёзным и второстепенным, признаком распущенности, и никогда не поощрялась. Однажды Игорь решил сыграть один из концертов Баха по-своему, с элементами импровизации прямо на экзамене. Экзаменационная комиссия была в шоке. Но декан фортепианного факультета спросил, не поехать ли ему на конкурс в Германию. Но времени на подготовку не хватало. Из-за нехватки времени его чуть было не выгнали из Консерватории: он не сдал политэкономию, так как был не согласен с тем, что порочная буржуазная экономика не менее важна игры на рояле.

Высший пилотаж продемонстрировал и в день дипломного экзамена: отыграв дипломную программу, он отправился сдавать экзамен по вождению автомобиля. В очередной раз любовь к моторам и технике проявила себя!

А уже на работе (в государственном оркестре кинематографии) на тонстудии Мосфильм появилась неограниченная возможность реализовать себя, свои «полёты». Работа – запись музыки ко всем (ну почти) отечественным фильмам + общение с легендарными, знаменитыми и не очень известными киноперсонами, бесконечные байки от киношников и музыкантов. Невероятно творческая и плодотворная атмосфера! За все годы работы Мосфильм был усеян его зонтиками, перчатками, иногда, представьте себе, и кошельками. Впрочем, когда он мысленно уже «летел» (это бывало перед концертами), то собственноручно оставлял в замке почтового ящика ключ, позже принесённый благородными соседями.

Было бесконечное множество, ярких, неповторимых и непредсказуемых «полётов»: фестивали, пластинки, диски. На вопрос, что для Вас игра на рояле, отвечает: «Открывать людям тайны». В одном из интервью он спросил корреспондента: «Вы когда-нибудь летали на планере?» - «Нет». - «Попробуйте. Как только вы оторветесь от земли, вы поймете, что такое свободная игра на рояле. Как в сказке: свободный полет к горе Восьмидесяти Восьми Богов!» И улыбнулся…

…В безумные, жестокие, все переломавшие 90-е годы, когда лихо пришло ко всем честным, талантливым, но не верившим в открытое зло и лихоимство людям, когда нужно было каждый день хорошенько думать, чем кормить семью, пришлось-таки задуматься о смысле жизни… Но однажды позвонила его давняя коллега по киноремеслу, режиссер-документалист Вера Михайловна, попросила взаймы на пять дней тридцать рублей – ей не на что было купить продукты…

…Он попросил ее быть у станции метро через полтора часа, быстро оделся и отправился в сберкассу. На книжке было негусто – можно было прожить два-три месяца. Он снял половину и быстро пошел к метро…

А почему «Гора Восьмидесяти Восьми Богов»?

Очень просто: у рояля 88 клавиш. Целых 88…

 

Hosted by uCoz