КАПИТАН СОБСТВЕННОЙ СУДЬБЫ

Вообще то не он один. Все, кто создал «Норд-Ост», начиная от «двух капитанов» Алексея Иващенко и Георгия Васильева и заканчивая осветителями и костюмерами – все они герои. Прост в нём, наверное, всё сошлось: во-первых, «Норд-Ост» если и лучшее, то не единственное, чем он в жизни может годиться. Во-вторых, и для «Норд-Оста» он не только автор либретто, но и практически отец родной. Наконец,  вместе с мюзиклом он пережил самое страшное – теракт. И это такой переломный момент, который делает из любого обывателя настоящего героя, хотя для меня (да, думаю, и для многих) Георгий Леонардович стал героем в тот день, когда я посмотрела спектакль – спектакль, переворачивающий душу.

 

Мы возьмём с собой из детства

Наше скромное наследство,

Неприметное для посторонних глаз:

Наши детские заботы,

Наши драки и бойкоты,

Наш лактометр

                     и наш гремучий газ,

Пару лягушек

                     и копилку про запас.

 

Георгий Васильев родился 22 июня 1957 года в Запорожье. В его «скромное наследство» вошли два года обучения игре на фортепиано, а на гитаре он учился играть уже сам. Так до сих пор с ней и не расстаётся. Ещё были книги. В семье Георгия Леонардовича по сей день существует традиция семейных чтений с детьми, и, по его словам, идея будущего «Норд-Оста» обрела реальные контуры именно тогда, когда он читал каверинских «Двух капитанов» уже своим детям. Но фундамент, надо думать, был заложен ещё тогда, в 60-е, когда сам Георгий Леонардович был в роли маленького слушателя.

 

Капитаны собственной судьбы,

Это нас зовёт сигнал трубы

 

В 74-м году он поступил в МГУ. Поступил, кажется, на географический факультет, но учился по индивидуальному плану: на географическом и экономическом одновременно (вот уж действительно, талантливый человек талантлив во всём). Тут надо особо сказать об «Иваси». Кто не знает: за этим каламбурным прозвищем скрывается единое творческое существо, имеющее лишь некоторые сходные черты с теми, из кого оно складывается. И никакого «Норд-Оста» не было бы, если бы однажды Г.Л. и А.И. (как их называют друзья и коллеги) не встретились. А произошло это как раз - таки в МГУ.

Впрочем, пусть расскажут сами:

«Наша встреча состоялась в сентябре 1975 года. Я шёл с севера, Васильев – с юга по восемнадцатому этажу здания МГУ на Ленинских горах. Встретились мы на географическом факультете, на котором оба учились. Васильев курсом старше. Занимались, как это тогда называлось, культмассовой работой.»

С этой самой поры началось музыкальное творчество Георгия Васильева, которое вылилось в полторы сотни песен, несколько дисков, концерты по всей стране и за рубежом, участие в проекте «Песни нашего века»… ну и, наконец, в мюзикл, о котором ещё много будет сказано. Однако тогда, в начале карьеры, музыка была для Г.Л. просто хобби – перед ним брезжили совсем иные высоты.

 

Это нам поднимать якоря,

И, над морем паря,

Обжигаться о солнце

 

Закончив аспирантуру и защитив кандидатскую диссертацию, Георгий Леонардович действительно стал «капитаном собственной  судьбы». Поработал в НИИ географии Москвы, в 1990 году был избран председателем Октябрьского райисполкома города, позже стал советником мэра по экономическим вопросам. Москвичам, наверное, лучше знакомо слово «префектура» Так вот, инициатором реорганизации деления города с районов на округа был не кто иной, как Васильев Георгий Леонардович. Он же – один из создателей системы сотовой связи «Билайн». Ему же принадлежит создание первого в стране предприятия по производству радиотелефонов под маркой «Goodwin» (сказочное название придумал Алексей Иващенко). Он к тому же…  Однако перечисление прочих его заслуг в сфере бизнеса (вроде организации фьючерсных торгов) требует солидной подготовки в данной области. Потому вернёмся к более близкому и понятному – к творчеству.

Увы, не все проекты Георгия Леонардовича были так бесспорно хороши. Я, например, испытала маленький культурный шок, услышав его «Подарки к Рождеству» – самые известные западные новогодние мелодии, но с русскими текстами и аранжировками «а-ля калинка-малинка». Да и «Билайн» иные ругают за качество связи. Но так уж бывает: если бы этот многогранный талант, острый ум и железная хватка проявились бы только в одном – уже тогда были бы все основания восхищаться этим человеком и считать героем нашего времени. Да, только в одном, если это одно – «Норд-Ост».

 

И двенадцать месяцев в году

Нам грести  сквозь радость и беду,

Нам греметь, словно звонкая медь,

И искать, и бороться!

 

О «Норд-Осте» – коротко. Потому что о нём будет рассказ. И потому, что если дать волю чувствам, то повествование растечётся ещё страниц на двадцать, а это, право, ни к чему.

Официально работа началась в 98-м, хотя, как говорят сами авторы, идея витала в воздухе ещё давным-давно. Либретто, музыка, постановка – всё их, «Иваси», рук дело. А Г.Л. к тому же генеральный директор (для этого он создал продюссерскую компанию «Линк»). Формально проект чисто коммерческий, но, поверьте, только формально. Итак, первый российский мюзикл появился на свет в октябре 2001-го. Бешенный успех, светлые слёзы зрителей, ежедневные показы в течение года…

А потом – теракт. И всё будто чёрной полосой заволокло, разделило на жизнь «до» и «после» Так случилось, что в тот день оба создателя «Норд-Оста» были в здании. Алексею удалось спастись через окно. Георгий остался внутри…

Любой, кто пережил эти три дня и не сошёл с ума, уже достоин уважения. Но тут другой случай: едва ли не первой мыслью едва вставшего с больничной койки Георгия Леонардовича была мысль о восстановлении спектакля! Вот что значит вложить душу…

 

Нашим клятвам и законам

Мы с тобую неуклонно

Будем следовать повсюду и всегда…

 

Не прошло и четырёх месяцев, как «Норд-Ост» был восстановлен. Жаль только – глупые обыватели испугались (теперь уже неизвестно чего), посещаемость резко упала… И поскольку формально проект всё-таки коммерческий – пришлось, как ни крути, его закрыть. Но это не значит, что «Норд-Ост» погиб! В

светлой голове его создателя не могли не появиться такие же светлые мысли: и вот всё более реальные контуры обретает идея гастрольного варианта мюзикла. Настоящее искусство не умирает, а настоящие творцы – не сдаются.

 

Бить – так в глаз,

Любить – так пылко,

И свою свинью-копилку

Беззаветно пронести через года,

Не предавать!

И не сдаваться никогда!


 

Hosted by uCoz