Вообще то не он один. Все, кто
создал «Норд-Ост», начиная от «двух капитанов» Алексея Иващенко и Георгия
Васильева и заканчивая осветителями и костюмерами – все они герои. Прост в нём,
наверное, всё сошлось: во-первых, «Норд-Ост» если и лучшее, то не единственное,
чем он в жизни может годиться. Во-вторых, и для «Норд-Оста» он не только автор
либретто, но и практически отец родной. Наконец, вместе с мюзиклом он пережил самое страшное – теракт. И это такой
переломный момент, который делает из любого обывателя настоящего героя, хотя
для меня (да, думаю, и для многих) Георгий Леонардович стал героем в тот день,
когда я посмотрела спектакль – спектакль, переворачивающий душу.
Мы
возьмём с собой из детства
Наше
скромное наследство,
Неприметное
для посторонних глаз:
Наши
детские заботы,
Наши
драки и бойкоты,
Наш
лактометр
и наш гремучий газ,
Пару
лягушек
и копилку про запас.
Георгий Васильев
родился 22 июня 1957 года в Запорожье. В его «скромное наследство» вошли два
года обучения игре на фортепиано, а на гитаре он учился играть уже сам. Так до
сих пор с ней и не расстаётся. Ещё были книги. В семье Георгия Леонардовича по
сей день существует традиция семейных чтений с детьми, и, по его словам, идея
будущего «Норд-Оста» обрела реальные контуры именно тогда, когда он читал
каверинских «Двух капитанов» уже своим детям. Но фундамент, надо думать, был
заложен ещё тогда, в 60-е, когда сам Георгий Леонардович был в роли маленького
слушателя.
Капитаны собственной судьбы,
Это нас зовёт сигнал трубы
В 74-м году он
поступил в МГУ. Поступил, кажется, на географический факультет, но учился по индивидуальному
плану: на географическом и экономическом одновременно (вот уж действительно,
талантливый человек талантлив во всём). Тут надо особо сказать об «Иваси». Кто
не знает: за этим каламбурным прозвищем скрывается единое творческое существо,
имеющее лишь некоторые сходные черты с теми, из кого оно складывается. И
никакого «Норд-Оста» не было бы, если бы однажды Г.Л. и А.И. (как их называют
друзья и коллеги) не встретились. А произошло это как раз - таки в МГУ.
Впрочем, пусть
расскажут сами:
«Наша встреча
состоялась в сентябре 1975 года. Я шёл с севера, Васильев – с юга по восемнадцатому
этажу здания МГУ на Ленинских горах. Встретились мы на географическом
факультете, на котором оба учились. Васильев курсом старше. Занимались, как это
тогда называлось, культмассовой работой.»
С этой самой поры
началось музыкальное творчество Георгия Васильева, которое вылилось в полторы
сотни песен, несколько дисков, концерты по всей стране и за рубежом, участие в
проекте «Песни нашего века»… ну и, наконец, в мюзикл, о котором ещё много будет
сказано. Однако тогда, в начале карьеры, музыка была для Г.Л. просто хобби –
перед ним брезжили совсем иные высоты.
Это нам поднимать якоря,
И, над морем паря,
Обжигаться о солнце
Закончив
аспирантуру и защитив кандидатскую диссертацию, Георгий Леонардович
действительно стал «капитаном собственной
судьбы». Поработал в НИИ географии Москвы, в 1990 году был избран председателем
Октябрьского райисполкома города, позже стал советником мэра по экономическим
вопросам. Москвичам, наверное, лучше знакомо слово «префектура» Так вот,
инициатором реорганизации деления города с районов на округа был не кто иной,
как Васильев Георгий Леонардович. Он же – один из создателей системы сотовой
связи «Билайн». Ему же принадлежит создание первого в стране предприятия по производству
радиотелефонов под маркой «Goodwin»
(сказочное название придумал Алексей Иващенко). Он к тому же… Однако перечисление прочих его заслуг в
сфере бизнеса (вроде организации фьючерсных торгов) требует солидной подготовки
в данной области. Потому вернёмся к более близкому и понятному – к творчеству.
Увы, не все
проекты Георгия Леонардовича были так бесспорно хороши. Я, например, испытала
маленький культурный шок, услышав его «Подарки к Рождеству» – самые известные
западные новогодние мелодии, но с русскими текстами и аранжировками «а-ля
калинка-малинка». Да и «Билайн» иные ругают за качество связи. Но так уж
бывает: если бы этот многогранный талант, острый ум и железная хватка проявились
бы только в одном – уже тогда были бы все основания восхищаться этим человеком
и считать героем нашего времени. Да, только в одном, если это одно – «Норд-Ост».
И двенадцать месяцев в году
Нам грести
сквозь радость и беду,
Нам греметь, словно звонкая медь,
И искать, и бороться!
О «Норд-Осте» –
коротко. Потому что о нём будет рассказ. И потому, что если дать волю чувствам,
то повествование растечётся ещё страниц на двадцать, а это, право, ни к чему.
Официально работа
началась в 98-м, хотя, как говорят сами авторы, идея витала в воздухе ещё
давным-давно. Либретто, музыка, постановка – всё их, «Иваси», рук дело. А Г.Л.
к тому же генеральный директор (для этого он создал продюссерскую компанию
«Линк»). Формально проект чисто коммерческий, но, поверьте, только формально.
Итак, первый российский мюзикл появился на свет в октябре 2001-го. Бешенный
успех, светлые слёзы зрителей, ежедневные показы в течение года…
А потом – теракт.
И всё будто чёрной полосой заволокло, разделило на жизнь «до» и «после» Так
случилось, что в тот день оба создателя «Норд-Оста» были в здании. Алексею
удалось спастись через окно. Георгий остался внутри…
Любой, кто пережил
эти три дня и не сошёл с ума, уже достоин уважения. Но тут другой случай: едва
ли не первой мыслью едва вставшего с больничной койки Георгия Леонардовича была
мысль о восстановлении спектакля! Вот что значит вложить душу…
Нашим клятвам и законам
Мы с тобую неуклонно
Будем следовать повсюду и всегда…
Не прошло и
четырёх месяцев, как «Норд-Ост» был восстановлен. Жаль только – глупые обыватели
испугались (теперь уже неизвестно чего), посещаемость резко упала… И поскольку
формально проект всё-таки коммерческий – пришлось, как ни крути, его закрыть.
Но это не значит, что «Норд-Ост» погиб! В
светлой голове его создателя не могли не
появиться такие же светлые мысли: и вот всё более реальные контуры обретает
идея гастрольного варианта мюзикла. Настоящее искусство не умирает, а настоящие
творцы – не сдаются.
Бить – так в глаз,
Любить – так пылко,
И свою свинью-копилку
Беззаветно пронести через года,
Не предавать!
И не сдаваться никогда!